Когда кто-нибудь слаб и не развит физически, мы советуем ему заняться гимнастикой, записаться в какую ни будь секцию, где по мере систематических тренировок он смог бы ликвидировать либо существенно сократить свои физические недостатки. Ту же роль играют и медитативные упражнения, но уже по отношению к психике и умственному развитию.
Эффекты медитативных упражнений множественны, вообще у различных людей они проявляются не только в различной степени, но и само развитие идет в неодинаковых направлениях согласно их врожденным способностям. Систематизируя позитивное влияние упражнений в медитации на человека, можно выделить следующие главное аспекты:
1) повышение интеллектуальных способностей, глубины восприятия действительности и отдельных явлений, развитие аналитических возможностей, облегчение переходов от дедуктивного мышления к индуктивному и наоборот;
2) выработка чувства глубинного спокойствия, восстановление нарушенной психики, приобретение повышенных способностей к управлению нервно-психической деятельностью, лечение психических заболеваний;
3) улучшение памяти, ликвидация бессонницы;
4) общее оздоровление организма, профилактика общих функциональных расстройств; повышение выносливости организма и устойчивости к разного рода заболеваниям;
5) повышение эстетических вкусов, развитие чувства гармонии, красоты;
6) выработка экстрасенсорных способностей, "сверхъестественных" возможностей человека.
Однако кроме данных частных эффектов, систематические медитации вызывают и то, что принято называть системным эффектом. Он проявляется, во-первых, в изменениях генеральной линии поведения человека. Его поступки становятся все более и более осмысленными, в мотивации иной или той деятельности. Начинают проявляться высшие ценности — доброта по отношению к окружающим, доброжелательность даже к малознакомые людям, способность к бескорыстным делам. Однако главная конечная задача медитативной практики выработка такого уровня сознания, который называют космическим.
Обычно словосочетание "космическое сознание" вызывает у скептиков ироничные высказывания, большей частью в связи со случаями попадания в психиатрические больницы отдельных приверженцев восточных учений. Однако на все это следует сделать 2 главных возражения. Во-первых, существуют люди, по своей природе предрасположенные к психическим заболеваниям, занимаются ли они йогой либо нет, может не иметь существенного значения. Во-вторых, сойти с ума можно и занимаясь одной только музыкой или математикой. Таких случаев гораздо больше, чем применительно к "йогам".
Массовая неосведомленность населения относительно теории и практики восточных учений и значительная заинтересованность известных всем политических кругов и породили в результате сплетни о как будто бы существующей связи между йогой и психбольницей. Более того, в наиболее Индии медитативные упражнения йоги стали удачно использовать в наше время в психиатрической практике, были случаи излечения даже тяжело больных людей.