Продуктивные психологические стратегии ХХI века
( Р.П.Еслюк )
Для Вас, дорогие читательницы, наша статья - 'Продуктивные психологические стратегии ХХI века'.
Продуктивные психологические стратегии XXI века
(научно-популярная статья)
В этой публицистической статье я хочу популярно изложить некоторые научные идеи и планы практических занятий, используемые в разработанных мною тренингах, а также, идеи, положенные в основу созданной мною системы психотерапии, которая получила авторское название - христианская интегра-тивная терапия (или сокращённо – ХИТ). Эта система может использоваться в самых разных сферах, поскольку у неё большой творческий потенциал. Могут быть использованы теоретические положения, а могут быть использованы практические техники. Последние важны для психологического развития чело-века, гармонизации его отношений с миром, лучшего понимания самого себя, в общем, для обретения целостности.
Разработанный мною цикл тренингов называется так: «Внутренний Брак: интеграция, как основа продуктивности, здоровья и успеха». Как Вы можете прочесть в названии, основа тренинга – интеграция частей души в целостное единство. Фактически, любой тренинг по повышению продуктивности работы человеческой психики, по развитию человеческого потенциала, опирается на основные теории психотерапии и смежных с ней дисциплин. В этом плане, сра-зу же следует остановиться на вопросе о том, как же современная психотерапия понимает продуктивность, и непродуктивность, психологическое здоровье и психологическую болезнь (не путать с психической болезнью).
Как вообще в самых общих тезисах определить психотерапию, каковы её основные характеристики? Вот определение области этой науки, данное одним из ведущих современных психотерапевтов мира, Президентом Общероссий-ской профессиональной психотерапевтической лиги, Виктором Викторовичем Макаровым, в его книге «Психотерапия нового века» (М.: Академический Про-ект, 2001. – 496 с.):
«1. Психотерапия является частью современной культуры. Это молодая, наро-ждающаяся область культуры, происходящая из Западной Европы и в настоя-щее время развивающаяся на всех континентах, в большинстве стран мира;
2. Психотерапия занимается человеком и группой. В том числе самой важной группой в нашей жизни – семьёй. Психотерапия объявляет человека и семью главной ценностью мироздания и всеобщим эталоном;
3. Психотерапевтические знания метафоричны. Они содержат живой дух мета-форы. А значит, что психотерапия, понятая как метафора, содержит одно важ-ное измерение – духовность. Психотерапия, сведённая к концептуальным зна-ниям или техническим процедурам, лишена духовности, человечности;
4. Психотерапия объясняет болезни, недостаточное или искажённое развитие, неполную самореализацию, отсутствие гармонии с собой и (или) миром в пси-хологических, духовных понятиях;
5. Психотерапия осуществляет лечение и предупреждение расстройств здоро-вья, недоразвития или неполной самореализации, достижения гармонии с собой и миром при помощи психологических, духовных воздействий» (стр. 71-72).
Как видим, психотерапия является наукой молодой, развивающейся, и в её основе стремление привести человека к большей духовности, самореализации, продуктивности, гармонии с собой и миром. Я бы даже так сказал, что все ос-новные концепции психотерапии, можно объединить через понятие интегра-ции. Иначе говоря, любое психологическое расстройство, можно мыслить в терминах дезинтеграции, т.е. отсутствия внутреннего единства, отсутствия внутренней гармонии и целостности, в то время как психологическое здоровье, самоактуализацию, можно понимать как внутреннюю интегрированность, гар-моничный внутренний брак разных частей души.
Фактически, большинство теоретиков психотерапии, явно или скрыто, вы-двигали в качестве основы психологического расстройства, тезис о дезинтегра-ции разных частей души, а метафорой здоровья видели – интеграцию, внут-ренний союз. Великий родоначальник психотерапии, Зигмунд Фрейд, обраща-ется к древнегреческому философу Платону и его знаменитой метафоре о воз-ничем, управляющем запряженными лошадьми. Возничий - это человеческий разум, который должен уметь хорошо управлять лошадьми, которые означают части души, связанные с инстинктами, и социальными ценностями. Продуктив-ный человек должен научиться гармонично проявлять разные части своей ду-ши, выражая свои инстинктивные потребности, и в то же время, не подпадая под влияние различных страстей.
Фактически, такая же метафора здоровья и конечной цели психотерапии предлагается американским психотерапевтом, создателем очень популярного трансактного анализа – Эриком Берном. Он понимает конечную цель психоте-рапии по методу ТА, как структурную перестройку личности, с целью обеспе-чения гармоничных отношений между внутренними составляющими (в ТА это Родитель, Ребёнок и Взрослый). Т.е. таких гармоничных отношений, чтобы внутренний Ребёнок выражал себя в присутствии и Взрослого и Родителя, ина-че говоря, чтобы «воля» частей души была едина и непротиворечива.
Создатель клиентцентрированного подхода в психотерапии, американский психотерапевт Карл Рэндом Роджерс, видел основу психологических проблем человека, в расхождении между его идеальным Я, и Я реальным. Иначе говоря, здесь вновь, в основе психологических сложностей, положена метафора инте-грации, в данном случае, между идеальным, и реальным Я, интеграции внутри самооценки человека, и оценки им своего жизненного опыта. Выдающийся американский психоаналитик Хайнц Кохут, основу сложных повреждений лич-ности, так называемых расстройств self, или связного и непротиворечивого представления о своём Я человека, также мыслил как отсутствие целостного, интегрированного опыта переживания своей личности.
Наконец, швейцарский психотерапевт Карл Юнг, которого назвали гением синтеза (Э.Росси), считал, что человеческая психика имеет внутреннее стрем-ление к саморегуляции, к обретению целостности, интеграции. Он активно ис-пользовал философское понятие о так называемой энантиодромии, или беге противоположностей навстречу друг другу, в стремлении психики к равнове-сию, через объединение противоположностей, внутренний брак. Юнг разрабо-тал учение о психологических типах, открыл коллективное бессознательное и архетипы, или некие общие для всех универсальные модели восприятия и пове-дения. Он считал, что в основе психики лежит представление об универсальной целостности, единой структуре. Однако, такой объединяющей структурной мо-дели, к сожалению (кроме целостного учения о психологических типах), Юнг не успел разработать.
Несмотря на это, идеи Юнга, очень близкие к устремлениям последнего времени к интеграции, холизму (холизм - целостность), получили большой ре-зонанс. В настоящее время, в мире существует около 20 Институтов Юнга, многие идеи этого учёного претворяются в самых разных областях знания. Ис-пользуя юнгианскую методологию (т.е. теоретические подходы), и основные идеи Юнга, мною были разработаны несколько структурных матриц и научных теорий, которые позволили мыслить основу человеческой личности, как единое структурное целое.
Как утверждают основоположники такого перспективного направления психотерапии, как нейро-лингвистическое программирование (НЛП): если в мире есть хоть один человек, который умеет делать что-то, то вы можете де-лать, то же самое. Это направление психотерапии и бизнес-консультирования, прежде всего, интересуется ресурсами человека, его способностями и приёмами успешного поведения, а также, его стратегиями и метастратегиями успеха (или же программирования неудач).
НЛП стремится быстро и эффективно научить человека тем успешным стратегиям, которыми уже кто-то обладает, создать в личности такой позитив-ный ресурс успеха и продуктивности. Если теоретики НЛП первой волны, рез-ко противопоставляли свой подход, глубинно-ориентированным концепциям психотерапии, то теоретики второй волны, уже активно интересуются психо-анализом и смежными концепциями. Крупнейший теоретик НЛП второго поко-ления и глубоко верующий христианин, Роберт Дилтс, написал трехтомную ра-боту «Стратегии гениев», в которой значительное внимание уделено, в том числе, и Зигмунду Фрейду. Роберт Дилтс активно проводит тренинги по тера-певтическим стратегиям Иисуса Христа.
Если же говорить о тенденциях последнего времени (т.е. второй половины ХХ века и начала ХХI), то характерны такие тенденции, как появление людей с высоким потенциалом творческой и личностной продуктивности, хорошо ин-тегрированных личностей. Если в позапрошлом веке итальянский психиатр Че-заре Ломброзо даже написал работу «Гениальность и умопомешательство», в которой выдвигал концепцию о близости различных душевных расстройств и высоких творческих способностей (и на то были некоторые основания), то вряд ли это характерно для нашего времени.
Высокая рождаемость так называемых «детей индиго», т.е. детей с высо-ким развитием и потенциалом, приход в мир душ, которые прошли большой этап развития и обучения в прошлых жизнях, отражает тенденцию последнего времени к слиянию творческого и личностного потенциала в целостность ин-тегрированной идентичности.
К примеру, религиозно-психотерапевтический гений отец Александр Мень, является показателем как высочайших творческих достижений в области религии и психотерапии, так и большой целостности и глубины личностного развития. Эта целостность стала возможной благодаря его глубокой внутренней работе по интеграции частей души, и способностей, в едином духовном уст-ремлении веры и любви. Молодой ещё, однако, очень успешный психотерапевт из Санкт-Петербурга, доктор Андрей Владимирович Курпатов, ещё один при-мер интегрированной высоко-творческой личности. Эзотерически очень ода-рённый, продуктивный писатель, поэт, учитель, спортсмен, Шри Чинмой (не-давно отошедший в другой мир), также является примером указанных выше положительных тенденций современности.
Используя методологические (теоретические) принципы НЛП, поставим вопросы: как же возможно воспроизвести стратегии продуктивности, наиболее простым способом? Каков самый быстрый и эффективный путь к этому? Как обрести те внутренние ресурсы, которые позволят эффективно раскрыться и творческому и личностному потенциалу?
Исходя из сказанного выше, ответ напрашивается сам собой. Для того что-бы воспроизвести продуктивные стратегии интеграции, необходимо обратиться к самым первичным структурным образованиям, которые составляют основу, базис личности, и достичь их внутреннего единства. Когда в психотерапии, как науке, недостаёт достаточного теоретического понимания отношений между разными психотерапевтическими концепциями, определениями личности и её составляющих, то это отражается и на практике. В практике психотерапии и тренингов личностного роста, существует множество часто противоречащих друг другу подходов, техник и т.д. Новая модель психотерапии, в основу кото-рой положены единые структурные принципы (Р.П.Еслюк, 2007), позволяет преодолеть теоретический и практический кризис в современной психотерапии, ставя во главу угла общие базисные основания психотерапевтического процес-са, и практических методик личностного роста и развития.
Итак, с какими же основными, базисными полярностями, мы встречаемся в процессе познания личности? Что является её основой? В основу теоретической модели личности в системе – христианская интегративная терапия (ХИТ), была положена психологическая типология Карла Юнга, и разработанный на её ос-нове Р.П.Еслюком, так называемый архетип Дома-Личности. Поскольку, в процессе развития человек сталкивается с полярными отношениями между ан-тагонистическими, противоборствующими крайностями, то я буду излагать эти полярности попарно, представляя практические техники, ориентированные на достижение внутреннего Брака.
Юнг написал фундаментальную для науки книгу «Психологические типы», в которой выделил четыре основные психологические функции, которые регу-лируют ориентацию человека в мире: мышление/чувство; интуиция/сенсорика. Также, он выделил два типа ориентирования – экстраверсия, как обращённость к объекту, и интроверсия, как обращённость к идеям, к внутреннему миру. В своей психологической типологии, Карл Юнг открыл некую структурную мат-рицу, которая определяет как динамику личности, так и социальную динамику. Поэтому, его типологические идеи во второй половине ХХ века были активно подхвачены учёными, и возникла новая наука – соционика, которая изучает, на стыке психологии, социологии и теории систем, отношения между людьми и социальную динамику.
Однако в современной соционике аспект работы с развитием компенсатор-ных ресурсов личности менее развит, чем изучение социальных взаимодейст-вий, поэтому, есть смысл в углублении этой работы.
Постараюсь кратко охарактеризовать психологические функции.
Итак, полярности: чувство/мышление; интуиция/сенсорика.
Чувство, или этика. Чувства ориентируют нас в мире ценностей, сигнали-зируют нам об удовлетворении наших потребностей, помогают понимать от-ношения между людьми, давать этическую оценку, тем или иным событиям;
Мышление, или логика. Если чувства сигнализируют нам о нашем субъек-тивном мире, и потому они пристрастны, то мышление даёт возможность ори-ентироваться в объективном мире, постигать логические, разумные законы, по которым устроено мироздание;
Интуиция. Интуиция даёт нам информацию о существования объекта во времени, даёт возможность заглянуть фантазией в прошлое, представить буду-щее. В общем, это богато развитое воображение, которое способно увидеть раз-витие событий во времени, увидеть целое;
Сенсорика, или ощущение. Это противоположный интуиции процесс, кото-рый сигнализирует нам о том, что предмет есть (тут). Сенсорика помогает ощу-тить само по себе присутствие предмета, а также, сразу увидеть его мельчай-шие детали, всю фактуру, так сказать. Если интуитив видит лес, но за ним не видит дерева, то сенсорик, напротив, видит отдельное дерево, но затрудняется в том, чтобы увидеть весь лес в целом.
Описанные противоположные функции имеют тенденцию вытеснять, по-давлять свою противоположность, делать её очень слабой, недоразвитой. Соот-ветственно, человек становится односторонним, начинает терять адаптацию к тем сферам, которые связаны с подавляемой функцией. И его жизненное про-странство сужается, он хуже понимает глубину мира, самого себя. Для того чтобы этого не происходило, необходимо развивать не только ведущие функ-ции, но и более слабые, переводить их в разряд, если не сильных, то хотя бы осознаваемых, управляемых сознанием, нашей волей.
Это очень важно для нашего не только душевного, но и духовного разви-тия. В этой связи хочу процитировать замечательного пастыря современности, и замечательного психолога, единомышленника и друга отца Александра Меня, недавно почившего с миром митрополита Антония Сурожского. Его высказы-вания на тему интеграции и духовного роста (из книги - Митрополит Антоний Сурожский. Духовное путешествие, Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2006. – 158 с.): «Итак, первый шаг – познать себя. Грех есть разделённость внутри нас самих и разделённость по отношению к другим; и среди этих «других» нельзя забывать нашего незримого Ближнего, Бога. Поэтому первый шаг в нашей са-мооценке – измерить это состояние отпадения, отделённости. До какой степени расходятся мои ум и сердце? Насколько моими поступками руководят убежде-ния, и насколько они зависят от неуправляемых эмоций? Есть ли во мне цель-ность?» (стр. 10), «Если же мы хотим произвести правдивое и взвешенное суж-дение о самих себе, мы должны рассматривать себя как целое, во всей нашей цельности» (стр. 16), «Мы должны всем умом, вдумчиво, очень реалистично и трезво, с живым интересом вглядеться в тот сложнейший материал, который мы собой являем, чтобы распознать все его настоящие и будущие возможно-сти» (стр. 18), «Жизнь каждого из нас должна в некотором смысле уподобиться поиску Грааля» (стр. 31).
Часто можно увидеть рекламу тренингов по развитию интуиции, или же, телесных тренингов и т.д. Однако одна полярность предполагает существова-ние другой, и наибольшего успеха в развитии личности можно достичь, лишь добившись стратегического умения гармонично объединить полярные пары в их внутреннем браке, в общем стремлении психики к саморегуляции.
Небольшой объём публицистической статьи не позволяет мне подробно остановиться на детальной характеристике всех нюансов и описать специаль-ные упражнения, используемые на тренингах. Характеризуя работу по разви-тию «антагонистических» пар сенсорика/интуиция, чувство/мышление, необ-ходимо отметить, что на тренингах отрабатывается способность войти в ресурс ранее подавляемой функции, для чего нужно научиться на время отказываться от уже хорошо освоенного умения, связанного с ведущей функцией. Метафо-рически можно сказать, что вырабатывается умение временно жертвовать на-выком, для того, чтобы приобрести новый навык и умение, новый ресурс лич-ности. Этот новый ресурс необходимо гармонично объединить с имеющимся.
Важными составляющими личности, являются так называемые характеро-логические радикалы, которые, в соответствии с недавними научными работа-ми (Р.П.Еслюк, 2007), являются базисным строительным материалом для той структуры личности, основа которой заложена Фрейдом, в его теории об Эго, Супер-Эго, и Ид. Как многие из Вас знают, Эго – это разумная часть, Ид – ин-стинктивная, а Супер-Эго, это та часть души, которая несёт информацию о вос-питанных в человеке ценностях. В модели Эрика Берна, эти инстанции называ-ются несколько по-другому – Взрослый, Ребёнок, Родитель, и, в отличие от бо-лее абстрактной модели Фрейда, теснее привязаны к непосредственному пси-хологическому опыту человека.
В своей научной теории я выделил восемь основных характерологических радикалов, и определил отношение каждого из них к определённым структур-ным инстанциям личности. Радикалы распределились в соответствии с законом полярных отношений, образуя компенсаторные пары. Работая с характерологи-ческими радикалами на тренингах, или в ходе самоанализа, познавая их осо-бенности и компенсаторные ресурсы, мы совершаем увлекательное путешест-вие в свой внутренний мир и внутренний мир других людей, глубже познавая внутренние составляющие своей души, находя гармоничный баланс в причуд-ливой мозаике индивидуальных характерологических особенностей. Изучение характерологии помогает понять типы психологических защит, и конфликтов, связанных с характерологическими радикалами, а упражнения, используемые на тренингам, помогают задействовать компенсаторные ресурсы.
Кроме психологических типов и характерологических радикалов, важными составляющими личности, являются архетипы личности, и составляющие их мужские и женские архетипические ролевые сценарии. Всего архетипов лично-сти восемь (Р.П.Еслюк, 2007), и все они составляют парные противоположно-сти, взаимно компенсирующие друг друга. Однако, поскольку, каждый архетип состоит из мужского и женского ролевого сценария, то всех сценариев, соот-ветственно, в два раза больше, т.е. шестнадцать.
Каждый человек освоил в своём поведении определённый ведущий сцена-рий, а наиболее компенсаторным для его гармоничного развития, может стать освоение потенциала противоположного сценария, который вносит в личность необходимую полноту и целостность, а в жизнь радость и счастье.
Для развития потенциала, как психологических типов, так и ролевых сце-нариев, в их парных отношениях, на тренингах мы привлекаем всё богатство человеческой культуры. Наука, искусство, спорт, культура в целом, это все те сферы, которые могут быть использованы для душевного и духовного развития человека. Как среди близкого окружения человека, так и среди литературных героев, героев фильмов, среди актёров, певцов, спортсменов, есть те люди, ко-торые помогают человеку осознать какие-то типологические, или ролевые ас-пекты. Это уже близко к аспектам моделирования стратегий в нейро-лингвистическом программировании. Однако многое зависит от мотивации че-ловека, от его культурных интересов и устремлений, и в этом смысле, исполь-зуемые в НЛП техники якорения ресурсов, вряд ли помогут, без участия созна-ния и воли человека, его мотивации к развитию.
Осознать противоположную ведущей психологическую функцию, или противоположный ролевой сценарий, можно через последовательное вживание в этот внутренний ресурс, погружение в него. С одной стороны это возможно, через конкретную детальную модификацию аспектов, осознание всего богатст-ва модальностей, связанных с этим ресурсом, с другой же стороны, через опор-ную стратегию, т.е. через опору на сходный значимый объект, имеющий разви-тую стратегию поведения.
Скажем, опорные метафоры развития – Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Объективная беспристрастность мышления фактической направленности, и тонкая этичность субъективного мира.
Например, во мне присутствует три базисных ресурсных состояния, каж-дым из которых я могу свободно управлять. Ведущий психологический тип «Декарт» (логико-интуитивный интроверт), или начало учёного, мыслителя, и ресурс аналитического мышления, выдвижения целостных научных концепций. Компенсаторный ресурс психотипа «Ватсон» (этико-интуитивный интроверт), и начало психолога, лирика, ресурс психологического проникновения во внут-ренний мир другого человека, сочувствия, поиска гармонии в отношениях и взаимопонимания. Компенсаторный ресурс психотипа «Холмс» (логико-сенсорный экстраверт), и способности администратора, активного лидера и ор-ганизатора, а также, воина и спортсмена.
Тренинги, в которых используется всё богатство культуры, потенциал фольклора, киноискусства, изобразительного искусства, театра и т.д., можно отождествить с неким театральным действом, наподобие психодрамы Якоба Морено. Замечательный пример использования потенциала своего ведущего психологического типа, а также, всего богатства культуры, представляют инте-гративные тренинги из серии «Магия успеха», заместителя главного редактора изданий Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, Ири-ны Алексеевны Чегловой.
Всего Ирина Алексеевна провела несколько десятков эффективных тре-нингов из серии «Магия успеха», в основу которых положены принципы соци-ального моделирования успешных стратегий поведения. Она эффективно ис-пользует на тренингах ресурс своего ведущего типа «Есенин» (интуитивно-этический интроверт), естественно склонного к романтическому и театрально-игровому восприятию действительности, спонтанному переживанию жизни, интересу к культуре и психологии, создавая атмосферу творческой раскованно-сти и возможность быстрого самораскрытия. На тренингах использовались ин-тегративные техники, базисной основой которых послужили аспекты оценки в личности позитивных ресурсов архетипических ролевых сценариев. Концепту-альной основой послужил принцип, сформулированный Э.Берном и В.В.Макаровым: «Осознание собственной успешности повышает её уровень».
Таким образом, тренинги, на которых используется потенциал развития архетипической, и характерологической структурной базисной основы лично-сти, имеют большой потенциал усиления личности, расширения её продуктив-ных возможностей. Познание и усиление тех структурных частей и душевных потенций, способностей (секторов самоуважения, по Хайнцу Кохуту), которые входят в целостное единство личности, способствует интеграции различных ас-пектов самооценки, интеграции идеального и реального Я (Карл Роджерс).
Также, важно упомянуть о важной структурной составляющей личности, которая уходит в глубины мифологии и религиозно-мистических представле-ний о духовном росте. Я имею в виду важную в мифологии метафору духовной лестницы, или же дома, с комнатами, часто сводимыми к числу семь. Речь идёт о чакрах, или энергетических центрах человека, основных из которых семь, и которые можно разделить на три уровня. Первый уровень имеет отношение к телу и материальному миру, второй – к душе и миру чувств, третий – к миру духовному.
Интеграция трёх основных уровней и входящих в их состав энергетиче-ских центров, является важной частью процесса психологического роста. Каж-дая чакра связана с определёнными психологическими качествами, психологи-ческими функциями. Использование упражнений из шаманского мира дина-мичных архетипов (Дионис, Гермес), способствует эффективной проработке возможных проблем в этой области, и развитию энергетических центров. Осоз-нание всех этих аспектов в ходе тренингов, ведёт к углублению мистического осознания жизни, иерархии духовных ценностей и смыслов, религиозного моду-са бытия и священного пространства жизни.
Новый, двадцать первый век, диктует необходимость разработки более ус-пешных психологических методов и методик, как более простых, так и более эффективных. А основной психологической метафорой психотерапии нового века, можно назвать метафору интеграции, священного внутреннего Брака.
06.06.08.
Р.П.Еслюк,
Руководитель частного «Научно-просветительского
Центра «Христианская интегративная психотерапия
имени о.А.Меня».
2008-10-02 00:00:00
|