Для Вас, дорогие читательницы, наша статья - 'Силуэт'.
У нас мода создается с учетом запросов всего населения, и дело создания моды находится в руках государственных и общественных организаций. Художественными центрами создания моды являются Дома моделей, которые призваны разрабатывать формы одежды для их массового изготовления на швейных фабриках, воздействуя активно тем самым на вкусы населения. Кроме того, Дома моделей знакомят широкие круги населения с характером и направлением советской моды путем устройства выставок и общественных просмотров моделей одежды.
Могучим средством воспитания вкусов населения в области одежды являются журналы мод, издаваемые Домами моделей и опытно-техническими лабораториями. Для широкого круга женщин, которые шьют одежду в домашних условиях или обучаются на курсах кройки и шитья, такие журналы зачастую являются основным источником и советчиком при выборе того или иного фасона платья. Однако чтобы правильно пользоваться журналом, нужно отчетливо представлять себе, в чем заключается «мода сезона», по каким основным элементам меняются мода и модели.
Силуэт
Основным в каждом новом направлении моды является силуэт, т. е. контурное изображение фигуры на плоскости. Силуэт дает об щее зрительное впечатление от фигуры, и, собственно, мода сезона определяется преобладающей формой силуэта на данном отрезке времени. Ниже рассмотрим несколько характерных силуэтов, относящихся к моде различных годов.
Первый силуэт характеризует моду начала XIX века. В этом силуэте верхняя часть фигуры несоразмерно мала по отношению к нижней части. Изменение естественных пропорций фигуры достигалось повышением линии талии с одновременным удлинением юбки до пола и ее расширением книзу. Такой силуэт хотя и придавал фигуре зрительную устойчивость, но в то же время и делал ее неестественно вытянутой.
Силуэт начала XX века противоположен силуэту начала XIX века. В нем верхняя часть фигуры зрительно воспринимается больше и тяжелее нижней части. Линия талии значительно понижена и фактически расположена на линии бедер, а естественная талия фигуры не выявлена. Юбка короткая и узкая. Силуэт этого типа определял моду в течение нескольких лет. Однако пресыщение силуэтом прямой формы постепенно привело к новому направлению в моде.
В силуэте 1933 года линия талии занимает свое естественное положение на фигуре и подчеркнута поясом. Юбка удлиняется и, плотно охватывая бедра, слегка расширяется внизу. Линия плеч следует за очертаниями плеч фигуры. Этому модному силуэту соответствовали сравнительно удобные и простые модели.
Массовое развитие спорта в нашей стране привело в моде к новому силуэту. Преобладающим требованием времени явилось создание облика хорошо развитой спортивной фигуры. Такой модный силуэт достигался изменением линии плеч, которые стали выполняться широкими и приподнятыми. Подчеркнутая талия и бедра еще более выявляли прямую спортивную осанку фигуры.
К середине XX века в моде стала заметна тенденция к понижению линии плеча и придания фигуре более женственного облика. Наметилась склонность к смягчению форм и линий. К 1954 году уже всюду господствует покатая, округлая линия плеча, переходящая плавно в предплечие; линия талии на естественном месте. Мягкость линии силуэта достигалась применением покроев реглан, цельнокроен-ных и покроев с втачным рукавом без подпле-чиков, с плавным переходом от плеча к рукаву.
Говоря о силуэте как об основном элементе моды, следует подчеркнуть, что в одном и том же сезоне могут быть не один, а два или несколько модных силуэтов. Такое одновременное существование нескольких силуэтов намного расширяет возможность одеться сс вкусом и позволяет подобрать модель по фигуре, возрасту и с учетом индивидуальных особенностей женщины. Так, в 1954—1958 годах у нас господствовало два основных силуэта: а) платья с затянутым лифом и широкой юбкой; б) узкие, облегающие фигуру платья с прямой или зауженной юбкой. Нетрудно видеть, что оба силуэта выдержаны в мягких формах с плавными линиями плеч и, несмотря на кажущиеся различия, выражали одну общую тенденцию в моде — придание фигуре женственного облика, без нарушения естественных пропорций.
К 1959 году в моде наблюдаются новые веяния: уменьшение длины платья и освобождение талии. Моде соответствуют большое количество силуэтов. Один из них напоминает трапецию — узкая линия плеча, лиф переходит в юбку без прилегания в талии, юбка плавно, умеренно расширяется книзу. Другим силуэтом является прямой силуэт, отвечающий покрою платья «рубашка». Кроме указанных силуэтов, предлагается еще силуэт «ампир» с характерным коротким лифом, круглым низким плечом и равномерно ниспадающей от груди юбкой. Этот силуэт напоминает нам силуэт начала XIX века, отличаясь от него лишь длиной платья. Для молодежи сохранился силуэт с облегающим лифом и широкой юбкой, но уже чаще в форме «колокола».
Основываясь на силуэтах, принятых для данного сезона, художники-модельеры разрабатывают большое количество интересных моделей различного назначения.
На один и тот же силуэт могут быть созданы модели, разнообразные по покрою, линиям, цвету, отделкам, применяемым тканям и пр.
При выборе фасона платья прежде всего необходимо заботиться о том, чтобы этот фасон придал фигуре модный силуэт. Если же фигура будет выдержана в силуэте прошедшего сезона, то никакая самая модная ткань и отделки не спасут положения, и платье в целом будет восприниматься старомодным. Моду определяет силуэт, а не второстепенные детали.
Мода на одежду непрерывно меняется. Однако здесь возникает вопрос, не являются ли эти изменения случайным капризом, а сама мода явлением отрицательным. Конечно, нет! Изменения в моде не являются стихийными, а вытекают из общих закономерностей развития общества. Мода в одежде не является чем-то из ряда вон выходящим в практической жизни людей и моде подвержены почти все предметы материальной культуры человека. Так, существует и непрерывно меняется мода на радиоприемники и телевизоры, на автомашины и велосипеды, на предметы домашнего обихода, на мебель, архитектуру зданий, планировку парков и пр. И если женщина может говорить об элегантной красоте нового платья, то мужчина будет с восхищени ем рассказывать об обтекаемых и элегантных линиях и форме новой марки автомобиля, телевизора.
С изменением общественного уклада страны и условий труда, с ростом благосостояния народа, с развитием промышленности и, в особенности, промышленности текстильной, с открытием новых сырьевых источников и новых текстильных волокон, с изменением взглядов на физическую и нравственную гигиену человека и эстетических взглядов народа в целом развиваются и изменяются вкусы в области одежды, которые и находят свое выражение в моде.
Просматривая журналы мод, необходимо учитывать движение моды: нужно выявлять характерные особенности моды текущего сезона и сопоставлять их с модами прошедшего сезона; необходимо определять, какие фасоны оказались временными и исчезли, а какие фасоны характеризуют поиски нового в одежде.