Еслюк Руслан Петрович / Отзыв на стихотворения христианского поэта - Людмилы Леонидовны Ларкиной
Отзыв на стихотворения христианского поэта – Людмилы Леонидовны Ларкиной
Те, кто уже писал свои отзывы и рецензии на творчество современного христи-анского поэта, лауреата Международных поэтических конкурсов, Людмилы Леони-довны Ларкиной, сделали важные и тонкие замечания, прекрасно оценили её твор-чество. Так, создательница православного портала «Причал» Надежда Резина, на-писала душевный, прочувствованный отзыв о том, что поэзия Людмилы Леонидовны вызывает в её душе чувства радости и восхищения, глубокий эмоциональный резо-нанс с переживанием священного, к которому прикасались стихотворения, вызывала у неё на глазах слёзы. Очень хорошо Надежда замечает, что «Сердце, наполненное благодатью Божией, не может не молчать! Оно начинает говорить на языке стиха».
Многие из рецензентов отмечали, что в стихах поэта (я, всё-таки, избегаю упот-реблять слово «поэтесса», и называю Л.Л.Ларкину – поэтом) сразу чувствуется её сердце, её произведения наполнены благодатью и «щемящей любовью к Родине» (Резина). Член Союза писателей «Новый Современник» Надежда Стрелкова отме-тила, что «По-настоящему верующий человек, всегда ощущает свет, который он не-сёт в своей душе - светлый образ Бога». У Людмилы Леонидовны есть такие строки: «Заботой Ангела хранима. / Его лишь слушалась в пути. / А он подсказывал незримо, / Как мне за Господом идти».
Вначале великий украинский поэт и проповедник – Григорий Савич Сковорода, а позднее, великий пастырь ХХ века – отец Александр Мень, утверждали, что глав-ная потребность человека – следовать Воле Бога. В этом счастье, в этом раскрытие глубин души, в этом познание самого себя и самореализация. Тонкие, глубокие и ис-кренние стихотворения Людмилы Леонидовны наполнены постоянными поисками истинных путей Божьи, наполнены поисками высшей Правды. Её чувствительная душа сразу же откликается на события, которые затрагивают радостью или болью.
На весть об уходе из жизни Александра Исаевича Солженицына, который яв-лялся фигурой эпохальной, как для современной литературы, так и для демократии, свободы, поэт написала стихотворение «Лицо эпохи замерло…». В этом, наполнен-ном страстным гражданским звучанием стихотворении, ярко, выразительно рисуется образ борца за правду, свободу и совесть. Последняя строка подводит выразитель-ный итог: «Ты был трибуной совести рабов…».
Гражданская лирика поэта выразительна, выразительны её природные стихо-творения, лиричны и сердечно пронзительны стихотворения о любви. Однако, наи-более характерна для Людмилы Леонидовны, наиболее ей душевно близка, темати-ка религиозно-философских стихотворений. И как отметила в своём отзыве член Союза журналистов, главный редактор журнала «Москва и соотечественники» Ната-лия Мазаник: «Поэтическое творчество Людмилы Ларкиной восхищает своей ярко-стью, искренностью, талантом…», «…основная поэзия Людмилы Ларкиной – это фи-лософская и христианская поэзия. Мастерство красивого слога, профессионализм, талант и искренняя любовь к Богу, позволяют ей творить великолепные, неповтори-мые стихи…». Нельзя не согласиться с таким высказыванием, когда читаешь про-никновенные строчки о Боге и поиске смысла жизни, в отпавшем от Бога мире.
Если говорить об общем восприятии творчества поэта, о философско-лирической концепции произведений, то, на мой взгляд, творчество Людмилы Лео-нидовны идейно и эстетически наиболее близко к религиозно-философской и пропо-веднической поэзии Григория Сковороды, а также, к творческим поискам тех авто-ров, которые искали Истину у врат Храмов и монастырей. Проповедник, философ и поэт Григорий Сковорода (1722 – 1794), заложил не только философский фундамент под здание славянской религиозной философии, но и фундамент в основу новой ук-раинской литературы. В его поэтических произведениях, и в прозе, в баснях, соеди-нилась проповедь Слова Божьего, и эстетическая красота, страстное обличение гре-хов мира, и демонстрация глубины и подлинности праведной жизни, которая только и способна привести человека к счастью.
Всё эти темы и образы с несомненностью характерны и для Людмилы Леони-довны, с её обострённым чувством социальной ответственности, проповеднической открытостью стихотворений, напоминающей о том, что Евангелие призывает всех нас на апостольское служение (апостолат мирян). Ясность и конкретность образов, яркая метафоричность, делают поэзию этого автора, запоминающейся и глубоко трогающей душу, вызывающей резонанс с самым сокровенным в нашем сердце.
Художественное творчество каждого серьёзного автора неотделимо от богатст-ва культуры, национальной и всемирной, оно питается этими корнями, и прорастает новыми побегами, ветвями, в Древе культуры и искусства. Часто между авторами разных времён возникает незримый диалог, в тексте встречается то, что называется сложным научным словом «интертекстуальные параллели» (сознательные или бес-сознательные). Иначе говоря, сходные образы и ассоциации с другими произведе-ниями. У талантливых творцов, таких параллелей много, они ведут незримый диалог со всей мировой культурой.
Людмила Леонидовна, человек очень образованный. Она окончила филологи-ческий факультет Удмуртского Государственного Университета, работала старшим научным сотрудником в Ижевском краеведческом музее, старшим научным сотруд-ником в Тверском историко-архитектурном и литературном музее (филиал города Кимры), директором музея Аркадия Гайдара, директором Музея Прикладного Искус-ства. И когда читаешь её стихотворения, сразу же чувствуешь, как от них во множе-ство направлений идут образные ассоциации, расширяющие смысл произведения, наполняющие его богатым эстетическим содержанием.
Так, в стихотворении «Зарисовки на паломническом теплоходе «Игумен Даман-ский», поэт пишет: «Теплоход целует волны, / Режет Ладожскую гладь./ Под покров небесной кроны,/ Месяц лёг заночевать.// В трюме деточки притихли,-/ Утомил далё-кий путь,/ И уснули в мачте вихри,/ Чтоб немного отдохнуть». Читая такие замеча-тельные, художественно богатые строчки, сразу в душе рождается множество клас-сических художественных образов… Лично для меня, в этих строчках содержатся и Блоковские строчки «Здесь тишина цветёт и движет…», и Пушкинские «Зима, кре-стьянин, торжествуя…» (величие и блаженный покой), и картины гения в изображе-нии пейзажа – Куинджи (прежде всего, его знаменитое полотно «Украинская ночь»)… И…
И тут, поэтическое творчество Людмилы Леонидовны, питается, прежде всего, национальными образами и народной традицией, которая глубоко близка поэту, ко-торая, как уже было сказано, профессионально была тесно связана с изучением и сохранением этнической традиции. Поэт написала много стихотворений для детей, питающихся этническими корнями и образами, народным фольклором. В этом её несомненная связь с родной землей, с её архетипической сутью. Не зря Людмила Леонидовна глубоко обеспокоена за судьбу России, много пишет о ней ярких и чу-десных стихотворений.
Так, она часто обращается к образам российских берёз, черпает от них своё вдохновение. В замечательном стихотворении «Я люблю, Петербург, Тебя за туман-ные, синие очи…», она с необычайным лиризмом признаётся в своей искренней любви к Петербургу и к святым, которых хранит его земля. И не случайно её возвы-шенно-лиричное, и одухотворённое стихотворение о святой Ксении Петербургской, заняло первое место на престижном поэтическом конкурсе.
Продолжая разговор о лирической концепции творчества поэта, я бы обозначил её ведущую тему, как «религиозное звучание простоты». Возможно, это моё личное восприятие её творчества, но мне представляется, что классическую тему противо-стояния цивилизации и природы, наполненности природы религиозной чистотой, она раскрывает с особой эстетической силой и философской глубиной, с особой автор-ской уникальностью и неповторимостью. Любовь к монастырям и их умиротворяю-щему покою, любовь к Богу, вопреки падшему миру, пронесённая через страшные годы коммунистического атеизма, когда молодому автору, священник Тверской Епархии, давая благословение писать стихи о Боге, посоветовал их не публиковать: «За стихи о Боге они распнут тебя…». От этой настроенности, видимо, и любовь к естественно-природной, мистичной поэзии Сергея Есенина, воспевшего красоту родной природы и «нездешние поля»… Также, при этом, вспоминаются классиче-ские строчки Иосифа Бродского: «В деревне Бог живёт не по углам…».
В таком плане, высказывая, однако, своё мнение, я бы назвал стихотворение «Селигерскими моется волнами…», просто программным для всего творчества Людмилы Леонидовны, стихотворении, в котором её поэтический талант раскрыва-ется с особой силой и полнотой. В этом стихотворении образы наполнены необы-чайной глубиной, и эмоциональной силой, заставляют глубоко сопереживать, даже содрогаться до глубин сердца, с благоговейным чувством… Оно начинается так: «Селигерскими моется волнами/ У деревни построенный мост./ Под Тверскими ле-систыми кронами/ Здесь стоит одинокий погост.// Купола у церквей не золочены./ Роспись стен лаконично проста./ Лики мудрых Святых озабочены,/ И не в золоте царски врата». В строчках лаконично подчёркивается святая простота и чистота, об-разы ясны, прозрачны, и, вместе с тем, глубоко метафоричны.
И поразительный по философско-лирической глубине, и пониманию коллектив-ной национальной психологии, куплет: «Что-то есть в простоте этой грустное./ Что-то ноет в душе не спроста./ И молитвой исконною русскою/ Величается здесь красота». Эти строчки - квинтэссенция русского, славянского мироощущения, в архетипической сути которого слияние религиозной правды и красоты, умиротворённости и правед-ности, грусти и религиозной полноты жизни, счастья. В Православном Храме, с его простотой и мистической глубиной икон, согревающим горением свечей, легко и уютно, тепло и умиротворённо… О Православной иконе и особом строении Право-славных Храмов хорошо писал Евгений Николаевич Трубецкой, о согревающей душу «теплоте» православных свечей замечательно писал Алексей Фёдорович Лосев…
Далее поэт пишет: «Здесь без регента голоса стройного/ Запевает на клиросе хор,/ Отпевая соседа покойного,/ Пред дорогой в кладбищенский бор.// В стенах му-зыка слышна Чайковского,/ Раздается над озером звон./ От пейзажа родного и бро-ского/ Клонит броситься к церкви в поклон». Красота переходит в правду, будит луч-шее в нас, вызывает чувство благоговения перед Всевышним, священный трепет…
И далее: «Клонит броситься в ноги, расплакаться./ Позабыть запрещённый барьер./ Скину на пол дешёвое платьице/ Прыгну в воды твои, Селигер.// Захлебнусь красотой этой дивною/ Задохнусь от волны забытья/ Наслаждаясь приволья карти-ною,/ И глотая восторг бытия». Чувство красоты и чистоты, чувство правды, откры-вают нашу душу навстречу восторгу, священной радости. Однако, не «радости» мир-ских страстей, с их губящей душу тяжестью, но восторгу подлинной полноты бытия, который открывается только через приобщение к Богу, к праведности.
Мистики всех времён, искали полноты бытия, через приобщение к священному. Поэзия, с её образностью и музыкальной ритмикой, открывает свой путь к Богу. Для тех, кто способен идти по этому пути, яркая и талантливая поэзия Людмилы Леони-довны Ларкиной, является настоящим духовным светом во мраке грехов и богоот-ступничества, настоящей духовной лестницей, на пути восхождения к Богу.
22.09.08.
Р.П.Еслюк, руководитель научно-просветительского Центра
«Христианская интегративная психотерапия имени о. А.Меня»
Комментарий:
Отзыв написан по просьбе Людмилы Леонидовны Ларкиной, к готовящейся к изданию в Австралии на двух языках (русском и английском), очередной книге её стихотворений. Она сейчас живёт с семьёй в Австралии, в составе русской общины, и сохраняет большую любовь к своей Родине – России, волнуется за судьбу страны, за судьбы братских славянских народов. Людмила Леонидовна считает своей зада-чей – донести христианскую поэзию до носителей других языков. В Австралии актив-но развивается Православие, многие австралийцы принимают Православие. Много смешанных браков, между русскими эмигрантами и австралийцами, причём вера в такой семье принимается Православная, поскольку, считается более духовной, с глубокими корнями древней культуры.
В то же время, как отмечает Людмила Леонидовна, австралийцы с детства по-читают христианского Бога, и особо не задумываются какую принять веру – Право-славную, Католическую, Протестантскую. Для них главное, - чтобы вера была хри-стианской. Ни в одной стране мира, кроме России, не построено столько русских Православных Церквей, как в Австралии. Религиозная атмосфера основана на тер-пимости и уважительном принятии иных религиозных убеждений. Так, постепенно укрепляются корни Православной культуры в этой стране.
Сайт Л.Л.Ларкиной в Интернете по этому адресу: http://larkina.priestt.com/ ;
на национальном сервере поэзии «Стихи.ру» её страница здесь: http://www.stihi.ru/author.html?leonida55 ;
на Православном портале «Причал»:
http://priestt.com/chr/poets/poets_158.html#list ;
на сайте нашего Центра: http://www.christiannewage.ru/article/issc/ .
На отосланный по электронной почте отзыв, Людмила Леонидовна, прочитав, ответила следующее в письме Р.П.Еслюку от 23.09.08.: (письмо публикуется с её разрешения):
«Здравствуйте, Руслан. Статья открылась.
Прочитала и была просто поражена красотой Вашего слова, образностью язы-ка, глубокими познаниями литературы, философии, психологии.
Вы создали целый труд!
Читая, я восхищалась, не потому что Вы писали о моём творчестве, а потому, что я получила истинное наслаждение от Вашего языка. Те, кто прочитал эту статью, от-метили Ваш талант рецензента, писателя и психолога. Искренне благодарю Вас за Ваш труд, за время, которое Вы потратили, работая над рецензией. Благодарю за добрые слова, за высокую оценку моего творчества, за тепло, с которым Вы всё это написали.
Ваша статья придала мне силы и вдохновения и я ещё больше почувствовала ответственность за каждое слово, которое я пишу, за каждый день, который я про-живаю. Благодарю Господа за полученную возможность прочитать то, что Вы напи-сали. Благодарю Господа за каждый прожитый день, за свидетельства и откровения, которые он посылает. Пусть Всевышний всегда хранит Вас и Вашу семью.
С искренним уважением и признательностью,
Людмила Ларкина.
Австралия, Брисбен, штат Квинсланд».
Некоторые стихотворения Л.Л.Ларкиной:
Селигерскими моется волнами…
Селигерскими моется волнами,
У деревни построенный мост.
Под Тверскими лесистыми кронами,
Здесь стоит одинокий погост.
Купола у церквей не золочены.
Роспись стен лаконично проста.
Лики мудрых Святых озабочены,
И не в золоте царски врата.
Что-то есть в простоте этой грустное.
Что-то ноет в душе не спроста.
И молитвой исконною русскою,
Величается здесь красота.
Здесь без регента голоса стройного,
Запевает на клиросе хор,
Отпевая соседа покойного,
Пред дорогой в кладбищенский бор.
В стенах музыка слышна Чайковского,
Раздается над озером звон.
От пейзажа родного и броского,
Клонит броситься к церкви в поклон.
Клонит броситься в ноги, расплакаться.
Позабыть запрещённый барьер.
Скину на пол дешёвое платьице,
Прыгну в воды твои, Селигер.
Захлебнусь красотой этой дивною,
Задохнусь от волны забытья,
Наслаждаясь приволья картиною,
И глотая восторг бытия.
Красота, чистота Селигерская.
Я напьюсь чистоты твоих вод,
Ах ты, вольная жизнь деревенская.
Посмотри, я приехала, вот.
Я пришла на погост к тебе вольная,
Разудалой походкой своей,
Стала здесь я монашка престольная,
В мире, бросив подарки князей.
Красота, чистота Селигерская,
Через озеро узенький мост.
Как душа моя любит словенская,
Тот Казанский далёкий погост.
Скажу Тебе, что грешница.
Поплачу на скамье.
Душа моя утешится,
И будет лад в семье.
На кладбише здесь очередь,
Как раньше в мавзолей.
Идут с грехами дочери,
С Россиюшки со всей.
Ты, женщинам - Помощница.
И от разводов верег.
Душа здесь прополощется,
И поплывёт на берег.
Мужчинам, Ты - Наставница,
А для детей - Покров.
Спасительная здравница
Семейных очагов.
Я люблю, Петербург, Тебя за туманные, синие очи...
Я люблю, Петербург, Тебя за туманные, синие очи.
За прищуренность глаз, чуть усталых ночных фонарей.
За бессонность мечты в твои белые, тихие ночи,
И за шёпот листвы раскудрявых, хмельных тополей.
Город музы Святой, собираешь людей с покаяньем.
Три Святыни хранят здесь величие славы покой,
Я люблю, Петербург, современным, вчерашним и давним,
Искупителя бед со Святою от Бога судьбой.
В изумрудной Неве, и в каштанах аллей с площадями
Я читаю эпох удивительно-сказочный мир.
В позолоте церквей, над застывщими их куполами,
Вижу Ангелов дом, обрамлённый в небесный сапфир.
Город русской Венеции под покровом Апостольской сени.
Крестный путь на Голгофе с санями блокады от бед.
Ты любовью храним по молитвам Блаженнейшей Ксеньи.
Ты несёшь, Петербург, для России Предсказанный свет...
2006.
Зарисовки на паломническом теплоходе
«Игумен Даманский».
Паломничество на Валаам.
Теплоход целует волны,
Режет Ладожскую гладь.
Под покров небесной кроны,
Месяц лёг заночевать.
В трюме деточки притихли,-
Утомил далёкий путь,
И уснули в мачте вихри,
Чтоб немного отдохнуть.
Каменистый остров дышит,
Умудрённой сединой,
А над трапезною крышей,
Звёзды сели на покой.
Плыть осталось «два лишь шага»
Теплоходу по волнам.
Красоту архипелага
Открывает Валаам.
Крест Поклонный нас встречает
У Никольского скита,
И паломническим чаем,
Угощает всех сестра.
Сам Апостол Первозванный
Остров сей благословил.
Красотою, Богом данной,
Дух молящих укрепил.
Чудо остров в океане,-
Всюду Пушкинский пейзаж
И в монашеском здесь сане
Каменистый вернисаж.
Келья встретила с любовью:
Запах ладана, кадил.
Сладким мёдом, горькой солью
Нас Господь благословил.
20 июня 2007.
В Константиново. Рязанская область.
В доме С.Есенина.
Прялки сложены в тихих сенях,
У шестка чугунки и ухват.
В этом доме родился Есенин,
Этим чудом весь край богат.
Перед домом мудрейшая липа,
Смотрит в каждого, кто пришёл,
И в углу у Святого лика
Так по-детски душе хорошо.
Побелённая глиной печка,
На стене старомодный шушу,
Я присяду вот здесь, на крылечко,
И Рязанщиной подышу.
Может сила какая льётся
В раскудрявом, лесном краю?
Я напьюсь здесь воды с колодца,
Может громче в стихах спою.
Константиново с белым храмом,
А напротив крестьянский дом,
Вот на этом – то месте самом,
Был «повеса» благословлён.
Вижу Божее всюду диво,
Колосистую, рыжую рожь,
Как же, Господи, здесь красиво,
Как без этого проживёшь!?
Пруд цветёт длинноногих лилий,
Ждёт влюблённых притихший плот.
Залюбуюсь своей Россией,
Никуда не уеду. Вот!
15 июня 2007.
С. Константиново,
Рязанская область.
Красотой душа дивится, чуду радуется глаз…
Село Остафьево Подольский район,
Московская область.
Красотой душа дивится,
Чуду радуется глаз.
Замирают в счастье лица,
Где Остафьевский Парнас.
Белокаменной колонной
Отраженье смотрит в пруд.
Перекатом чудных звонов,
Собирает церковь люд.
Пушкин бродит по Парнасу,
Сам стихи читая вслух,
И, испив простого квасу,
Переводит Пётр здесь дух.
Здесь Россия золотая
С непокорною судьбой.
Разветвилась вековая
Липа шёлковой листвой.
Дышит радостью природа,
Словно триста лет назад.
Думы Вяземского рода,
Сохранил тенистый сад.
Близ Остафьева поместья
Школьный дворик до сих дней,
Где Господь нас свёл всех вместе,
Чтоб понять, что есть важней.
Чтоб понять, что у России
Нет конца. Есть вечность дней.
Чтобы Господа спросили,
Как же стать ещё мудрей.
Чтоб в стихирном слышать гласе
Вековых молений суть.
Чтоб в Остафьевском Парнасе
Свой найти для жизни путь…
Село Остафьево Подольский район,
Московская область.
4 июня 2007.
Лицо эпохи замерло...
Памяти А. И. Солженицына
Лицо эпохи замерло, потухнув.
Последний путь лежит под монастырь.
Эх, Русь моя, не хочется ли ухнуть?!
Прорвав обид гноящийся волдырь.
Сказать про все «невинные» расправы,
Не утаив, что знаете в лицо
Людей, кому подсыпали отравы,
Уже за то, что спорили с гонцом...
Про горький хлеб кровавой католажки,
Про правду в перечёркнутых листах,
Про детский плач измученной бродяжки,
Архипелаг изгоев на крестах.
Ушёл спокойно, руку не подавши,
Любя свою Россию и народ.
Уходят так глаза эпохи нашей,
А остаётся править сумосброд.
Поклон тебе, мыслитель, от поэтов,
Что не считал людей за дураков.
Ты не держал за пазухой секретов...
Ты был трибуной совести рабов...
6 августа 2008.
И колыбелит Ангел свыше
Любовь Божественную в нас...
Детство Ильи в Красной Пахре.
Играет солнце. День в зенице.
Стрекочет счастьем детвора...
Живой водицею струится
Весной берёзова кора.
Как восхищенно детство дышит,
Благословляя этот час!
И колыбелит Ангел свыше
Любовь Божественную в нас.